Обращение к финансовому уполномоченному

Обращение к финансовому уполномоченному

Обращение к финансовому уполномоченномуОбращение к финансовому уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (далее – финансовый уполномоченный или омбудсмен). Рассмотрим порядок взаимодействия с ним - нам предстоит выяснить, что всем физическим лицам, заинтересованным в досудебном урегулировании спора со страховыми компаниями (по договорам ОСАГО, КАСКО, ДСАГО) и иными финансовыми организациями. Такое взаимодействие регулируется Федеральным законом от 04.06.2018г. № 123-ФЗ.

С 1 июня 2019 г. абсолютно все финансовые организации по ОСАГО, а также КАСКО/ДСАГО (если состоят в реестре) обязаны взаимодействовать с омбудсменом для разрешения споров с потребителями финансовых услуг. В данной статье мы постараемся осветить основные моменты вышеуказанного закона в рамках страховой сферы.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ФИНАНСОВОМУ ОМБУДСМЕНУ

Насколько удобно и выгодно для автовладельцев обращение к финансовому уполномоченному? Это новая система урегулирования разногласий со страховыми компаниями. Однако уже сейчас можно сказать, что чтобы простому страхователю грамотно составить заявления/обращения, не допустить ошибок при их подаче и не пропустить сроки, понадобится внимательное изучение всей длительной процедуры.

Наши специалисты работают в сфере страховых споров более 10 лет и готовы оказать вам квалифицированную помощь в досудебном урегулировании разногласий через омбудсмена и в суде.  Мы предлагаем посреднические услуги по взаимодействию между потерпевшими в ДТП (ОСАГО, КАСКО, ДСАГО) и страховыми компаниями, а теперь и с финансовым уполномоченным. Для этих целей мы поможем:

  • организовать и провести независимую техническую экспертизу транспортного средства;
  • направить заявления в страховую компанию в установленные сроки и с приложением предусмотренных законом документов;
  • в случае отказа в удовлетворении требований потерпевшего представим заявление финансовому уполномоченному в соответствие с действующим законодательством;
  • при несогласии с решением омбудсмена, обжалуем его в судебном порядке.

Помощь наших юристов избавит вас от необходимости самостоятельно разбираться во всех нюансах нового порядка рассмотрения споров со страховыми компаниями и существенно сэкономит ваше время.

ПОМОЩЬ ОМБУДСМЕНА

Институт финансового омбудсмена достаточно распространен в западных странах, однако в России он только начал свою работу в сфере страхования. Чем он может быть полезен для автовладельцев по ОСАГО и добровольным видам страхования? На сегодняшний день сложно однозначно ответить на такой вопрос, но тем не менее, основная задача уполномоченного – защита прав потребителей страховых услуг, стремление упростить процедуру разрешения имущественных споров со страховщиками, не доводя их до судебного разбирательства. Насколько целесообразен данный институт – покажет время, а пока давайте рассмотрим процедуру такого взаимодействия.

ПРОЦЕДУРА ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО СПОРА

До 1 июня 2019 г. при возникновении разногласий между потерпевшим и компанией был предусмотрен всем привычный досудебный порядок разрешения спора, который включал в себя направление претензии страховщику и последующую подачу иска в суд,  в случае отказа в удовлетворении требований потерпевшего. Теперь же страхователи, имеющие претензии к страховщикам после отказа компании в полном удовлетворении требований потерпевшего обязаны обращаться к финансовому омбудсмену.

При этом поменялся порядок обращения в страховую компанию с претензией, а также увеличились сроки его рассмотрения.

При споре, вытекающем из договора добровольного страхования (КАСКО, ДСАГО) омбудсмен рассмотрит обращение страхователя при соблюдении 4-х условий:

  • Страховая компания состоит в реестре
  • Размер требований потребителя не превышает 500 000 рублей
  • Если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права прошло не более 3-х лет
  • Если обращение не связано с исключающими основаниями для рассмотрения уполномоченным, указанным в ст. 19 ФЗ от 04.06.2018г. № 123-ФЗ.

При споре, вытекающем из договора ОСАГО омбудсмен рассмотрит обращение страхователя при соблюдении 2-х условий:

  • Если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права прошло не более 3-х лет
  • Если обращение не связано с исключающими основаниями для рассмотрения уполномоченным, указанным в ст. 19 ФЗ от 04.06.2018г. № 123-ФЗ.

Итак, все условия соблюдены и вы планируете обратиться к омбудсмену.

ОБРАЩЕНИЮ К ОМБУДСМЕНУ ПРЕДШЕСТВУЕТ ДВА ОБРАЩЕНИЯ В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ: ПЕРВИЧНОЕ И ПОВТОРНОЕ В СЛУЧАЕ ВАШЕГО НЕСОГЛАСИЯ С ПРИНЯТЫМ СТРАХОВЩИКОМ РЕШЕНИЕМ.

Предположим, что страховая компания недоплатила, необоснованно отказала в выплате, либо нарушила обязательства, связанные с ремонтом вашего ТС, т.е. нарушила ваши права потребителя финансовых услуг. В таком случае вам необходимо направить претензию страховщику, только теперь это называется заявление, в которой вы раскрываете суть ваших требований, с приложением документов по существу дела (например – заключение независимого эксперта).

Если вы готовы ждать 30 календарных дней на рассмотрение вашего заявления страховщиком, то особых требований к заявлению нет. Чтобы сократить срок рассмотрения заявления до 15 рабочих дней вам необходимо выполнить ряд условий:

  • Заявление должно быть составлено по утвержденной стандартной форме
  • Заявление направляется в электронной форме
  • Со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней

Если финансовая организация не удовлетворила ваши требования в указанный срок, то вы обращаетесь к финансовому омбудсмену.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ

Обращение направляется в письменной (почта, курьерская служба) или электронной форме (через личный кабинет потребителя  на сайте омбудсмена, через ГосУслуги либо МФЦ), оно обязательно должно соответствовать всем требованиям Закона, например: указание сведений о направлении заявления в страховую компанию, наличие или отсутствие ее ответа, сведения о существе спора, размере имущественного требования и иные данные, указанные в законе.

К обращению прикладываются все документы по существу спора, копии заявления страховщику и ответа от него (при наличии), копия договора страхования, документы, подтверждающие полномочия представителя (доверенность).

ФОРМА И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЯ

Обращение рассматривается заочно на основании предоставленных потребителем и страховщиком документов. Не исключено и очное рассмотрение по ходатайству сторон либо по инициативе омбудсмена, в том числе путем видео-конференц-связи.

Срок рассмотрения обращения – 15 рабочих дней со дня, следующего за днем его передачи потребителем, либо 30 рабочих дней в случае направления лицом, которому уступлено право требования (цессия). Уполномоченный может назначить проведение независимой экспертизы по вашему обращению, что продлит срок его рассмотрения на 10 рабочих дней.

РЕШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА

До принятия решения по обращение к финансовому уполномоченному омбудсмен может посодействовать достижению соглашения между сторонами спора. Соглашение оформляется в установленном порядке и должно содержать сведения о сторонах и достигнутых договоренностях. Такое соглашение исключает принятие решения по спору финансовым уполномоченным.

Если стороны не договорились между собой, то омбудсмен принимает решение о полном, частичном удовлетворении требования либо об отказе в удовлетворении обращения. После принятие решения его направляют потребителю почтой, если нет возможности направить в форме электронного документа. В решении указывается порядок и срок его исполнения. Решение вступает в силу через 10 рабочих дней после его подписания. Со дня вступления в силу решения страховой организации дается срок на его исполнение от 10 (рабочих) до 30  (календарных) дней. Если страховщик не исполнил решение омбудсмена, то потребитель вправе получить от омбудсмена удостоверение, которое в течение 3-х месяцев можно предъявить судебным приставам как исполнительный документ.

КАК ВЗЫСКАТЬ СО СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ШТРАФ 50%?

Если страховщик добровольно не исполнил решение финансового уполномоченного либо условия соглашения, то вы можете обратиться в суд с заявлением о взыскании со страховой компании штрафа в размере 50 процентов от суммы требования, удовлетворенного решением омбудсмена.

КОГДА ПОТРЕБИТЕЛЬ МОЖЕТ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД

Если вы не согласны с вступившим в силу решением омбудсмена, то можете обжаловать его в судебном порядке. Также возможно обращение в суд в иных случаях, предусмотренных законом, например, если финансовый уполномоченный не принял решение в установленный срок.  Обращение к финансовому уполномоченному можно осуществить с нашей помощью.

Обратиться в суд потребитель может в течение 30 дней после вступления в силу решения. Следует учитывать, что обжаловать решение омбудсмена вправе и страховая компания, приостановив его исполнение. Потребитель финансовых услуг вправе вступить в судебный спор в качестве третьего лица. Ждем вас по адресу: г. Краснодар, ул. Северная, 443, офис 321, тел. для предварительной записи: +79538502007

Контакты